Бывший глава РУВД Зангиатинского района из-за петушиных боев проведет за решеткой 5 лет
15.12.2017 ЧП

1news.uz - Начальник районного отделения милиции нервничал. Встреча должна была состояться еще утром, а уже стемнело. И тут в кабинете прозвучал долгожданный звонок.Дальше - как в кино. Когда начальник, сидя в своей "Ласетти", пересчитывал мзду в три миллиона сумов, потом пререкался с собеседником о том, что не хватает трехсот тысяч, а тот говорил, что взял эту сумму за свои услуги, - дверца машины отворилась. Вежливые люди в штатском показали служебные удостоверения. Зафиксировали светящиеся пачки купюр с надписью "Взятка", сняли отпечатки пальцев, предъявили записанные телефонные разговоры и последний диалог главы районной милиции. Так произошел арест.

А начались следственные мероприятия с … петушиных боев.

Но сначала о наших восточных базарах. Сейчас официально их называют скучно - "дехканские рынки". Конечно, они разные. Городские - с их внешней крикливостью, пышностью, ароматами специй, толчеей, со своеобразной глянцевой обложкой, которая особенно привлекает толпы туристов и праздно шатающихся зевак, - совсем отличаются от сельских.

Районные базары скупы на показуху. Тут пыль в глаза не пустишь. Родившиеся на земле знают истинную цену товару. Но за неимением времени быстро распродают оптом дары природы шустрым перекупщикам. Если город­ские базары действуют до первых сумерек, то сельские скоротечны, быстро пустеют. Оживляются с рассветом и завершаются примерно к полудню. Дехкане торопятся на поля.

Еще одна особенность окраинных базаров - скотные дворы. Уже ночью тут мычат встревоженные коровы, блеют овцы, величаво переставляют ноги верблюды, свысока поглядывая на фыркающих лошадей разных мастей и пород, кудахчут куры, шипят гуси, горделиво стоят индюки. Приглушенный гвалт довольно часто прерывается радостным возгласом маклера. После долгих споров, порой до хрипоты, взаимных претензий, наконец-то ему удалось соединить интересы и продавца, и покупателя. Они ударили по рукам - сделка состоялась. Каждый при этом отстегнул малую толику посреднику как свидетелю радостного события. Все довольны и считают, что один выгодно продал, а другой с немалой скидкой купил. Это - искусство маклера.

Настроение хорошее. Хочется праздника. Деньги есть, нужно зрелище. И они идут на петушиные бои - неизменный атрибут сельского базара. В предрассветный час нет других развлечений.

…Однажды удалось в Шерабад­ской степи поговорить с пастухом. На десятки верст окрест - ни души. Один бродит с отарой баранов. Тоскливо.

- Пробовал податься в райцентр, - рассказывает он. - Душно мне там и скучно. Привык, видать, к песне ветров, шелесту трав. По следам в степи вижу, как кружит вокруг волк, чем занимается лиса. А вы знаете, как парит в небе орел? Вести беседу с природой научил отец, а его - мой дедушка. Потомственные мы пастухи. Да и забот с овцами хватает. Яркое событие - поездки на базар. И не в деньгах дело. Дома все есть. Закуплены мешки с мукой, рисом, бидон с маслом полный, заготовлены овощи, фрукты. На крыше - спутниковая антенна. Дети учатся в интернате. По моим понятиям, живу хорошо, в достатке. Но, конечно, не хватает общения с людьми. И вот на скотном дворе встречаюсь с давними товарищами, с такими же, как я, чабанами. Разговариваем на одном языке, понимаем друг друга, порой, без слов. Одной реплики достаточно. Объединяет нас еще и одна страсть - петушиные бои.

И Алимардон, так звали моего собеседника, поведал, как его отец в долгие зимние вечера с упоением рассказывал о незабываемом ристалище. Какие бывают воинственные петухи. Настоящие горделивые рыцари. Победитель никогда не клюнет лежачего, а побежденный сам не уйдет с поля боя. Упадет, поднимется, чтобы опять идти вперед, пока хозяин не возьмет его в руки. А что у них за шпоры, словно отточенные кинжалы. Как пернатых бойцов выращивают! Чуть ли не педикюр делают на когтях. И пища-то у них особая, приправленная травами и настойками. От сглаза питомцев хозяева прячут. Неизменно соблюдают ритуалы. Какие-то заклинания шепчут перед тем, как вывести любимцев на поле.

И - о правилах сражения, складывавшихся веками. По жребию выпускают сначала одного петуха. Тот величаво, как в замедленных съемках, делает круг, как бы обозначает свои владения. Когда выпускают соперника, то тут же перья птиц топорщатся, гребешки наливаются кровью. И начинается бой. Азарт среди зрителей, страсти накаляются. Делаются ставки.

Низменные чувства? Первобытные инстинкты? Дикость? Но почему-то такие вопросы не задаются, когда идут боксерские поединки или соревнования в других, не менее жестких единоборствах. Не говорю уже об испанской корриде.

Долгие годы петушиные бои были под запретом. Но они все равно скрытно проводились на задворках и в укромных уголках базаров. Забава, овеянная традициями. И на страсти грели руки организаторы, зачастую далекие от выращивания редких и особых пород птиц, не жалающие даже вникать в народные обычаи.

Ныне забытые традиции выходят из тени. Возрождаются национальные виды спорта, состязательные обычаи и обряды. В этом ряду - и петушиные бои. Создаются специализированные любительские клубы, которые официально регистрируются в соответствующих ведомствах. Они стараются действовать в правовом поле. Между администрацией рынков и предпринимателями, занимающимися проведением зрелищ, заключаются договоры на аренду земли и помещения. Клубы платят налоги. А складываются доходы из того, что зрители платят по три тысячи сумов, дети и старики могут наблюдать за ходом состязаний бесплатно. И еще определена стоимость стоянки машин - шесть тысяч сумов.

Такая легализация, открытость заметно повысили популярность тех же петушиных боев. Во многих районах состязания проводятся даже по три раза в неделю. Собираются до пятисот любителей, причем из разных регионов. Они обмениваются опытом, методами и формами селекции. Однако новые веяния не всем пришлись по нраву, в том числе даже некоторым представителям правоохранительных органов. В частности, глава Зангиатинского РОВД столичной области Улугбек Жаббаров не раз приглашал к себе инициаторов клуба "Хуроз уриштириш", созданного при ООО "Зангиота дехкон бозори". Методично и со знанием дела говорил о профилактике преступлений, о том, что необходимо исключить практику заключения незаконных ставок, которые никак не контролируются организаторами. Приводил и другие негативные факты. Многие из них действительно имели место.

Изрядно перепугав руководителей клуба, человек в погонах заключил, что ему надо… платить с каждого петушиного боя полтора миллиона сумов. Аппетит рос. Через месяц ставка повысилась до двух миллионов. И тогда любители решились. Обратились в вышестоящие правоохранительные органы.

Реакция оказалась мгновенной. Не стали там защищать честь мундира. Оперативно создали спецгруппу, которая без шума и пыли, с неоспоримыми доказательствами взятки задержала У. Жаббарова. Состоялся суд. Вердикт - пять лет лишения свободы.

А как оценить вред, нанесенный возрождению древних традиций, которые опять загоняются в подполье в угоду корыстным интересам? Подрывается и вера в представителей власти.

Запретить и "не пущать" - самый легкий путь. Но от этого оборотней в мундирах не станет меньше. По-прежнему актуальными останутся вопросы укрепления служебной дисциплины и законности в сфере профилактики правонарушений, избавления органов внутренних дел от случайных людей, не обладающих должной компетенцией, не чувствующих полноты своей ответственности.

Нужно выбить почву из-под них. Созрела необходимость регламентировать деятельность организаторов национальных состязаний. Как? Уже есть примеры. Правительственные решения приняты по дальнейшему развитию кураша, конных видов спорта, в том числе улака, купкари, киз кувмок. Разработаны правила, осуществлены организационно-правовые меры, которые исключают нездоровый интерес к тем же ставкам, "запретным плодам, которые сладки". Пока петушиные бои находятся на птичьих правах, всегда найдутся те, кто вековые интересные игры будет дискредитировать.

Автор: Тимур Низаев, обозреватель "Правды Востока".

Комментарии
Приветствуются интересные и осмысленные комментарии по теме материала.

© Copyright by MB | 2015 - 2017

© 2015 - 2017
Интернет-издание зарегистрировано в УзАПИ в качестве СМИ.
Свидетельство №1062. Все правы защищены.

Top