Куда пропала остановка?
12.01.2018 Общество

1news.uz - Ходят ли автобусы по графику и до какого часа - главные вопросы, волнующие пассажиров. Однако не менее важным является развитие инфраструктуры общественного транспорта - прежде всего остановок, где сотни тысяч горожан ежедневно проводят от пары до нескольких десятков минут.

На улицах столицы можно увидеть не одну модель остановок, что были построены в разные годы. В последнее время взят курс на их модернизацию и замену старых новыми. Продолжение этой работы предусмотрено и постановлением Кабинета Министров "О мерах по дальнейшему развитию пассажирского транспорта в городе Ташкенте" от 11 марта 2017-го. Правительство утвердило тогда Комплексную программу мер по дальнейшему совершенствованию системы организации пассажирского транспорта города Ташкента на период 2017-2019 годы.

Впрочем, пока даже в центре хватает мест, где остановочных комплексов просто нет. Скажем, на повороте с улицы Туркестанской на путепровод по улице Фаргона йули, что прямо у главных железнодорожных касс. Огромное число людей, едущих в направлении густонаселенных массивов Мирабадского, Яшнабадского и Бектемирского районов, вынуждено в дождь, снег и зной ждать транспорт прямо под открытым небом.

Аналогичная ситуация - на пересечении улиц Саида Барака и Тараса Шевченко. Автобусы, едущие в сторону сквера, останавливаются у …лесенки, ведущей к брендовым магазинам и кафе. На ее ступеньках и вынуждены ютиться пассажиры.

Отсутствует остановочный комплекс и позади гостиницы "Lotte City Hotel Tashkent Palace", что напротив площади Мустакиллик. Обозначает наличие остановки только висящий на столбе аншлаг с номерами проезжающих тут автобусов.

А после необъяснимого превращения части соседней улицы Бухара в тупиковую парковку столичного хокимията были изменены маршруты автобусов 51 и 67. Уже несколько лет они не заезжают на неиспользуемую теперь остановку слева от ГАБТа, а высаживают пассажиров на обочине оживленного проспекта у Центра повышения квалификации юристов.

Примечательная остановка есть у автобуса 13т близ завода "Электроаппарат". Там прямо на свежевскопанный грунт была установлена скамейка. Легко догадаться, каково людям пользоваться ей в сезон осадков.

Интересная ситуация на улице Айбека. На 800-метровом отрезке от улицы Нукусской до Шахрисабзской с правой стороны есть две остановки, слева - ни одной. И эта асимметричность типична для других описанных выше мест. Удивительная ситуация приводит к тому, что на некоторых из этих остановок-"призраков" обычно есть только выходящие пассажиры. Оно и понятно: кто захочет ждать транспорт на трассе, по которой мчатся потоки машин.

Профильные службы знают о проблеме. Сотрудники Главного управления благоустройства Ташкента озвучили на августовской пресс-конференции такую цифру: в городе не хватает еще около 350 остановок. Всего же их действует более двух тысяч, и лишь половина - в ведении управления. В планах - строить новые.

Но и здесь есть вопросы. В последние годы вместо строительства остановочных комплексов там, где они отсутствуют вовсе, во многих местах столицы стали заменять уже имеющиеся - удобные и вместительные - на маленькие, с прозрачными крышами. Со стороны они выглядят красиво и современно, но никак не защищают от палящего 300 дней в году солнца. А на скамейке уместятся в лучшем случае пять-шесть очень стройных людей. Потому пассажирам порой приходится не сидеть или стоять на таких остановках, а ждать транспорт в сторонке, где есть тень. Такую картину заснял наш фотокорреспондент, например, через дорогу от одного из центральных рынков - Мирабадского. Около него самого также была снесена большая остановка сразу с несколькими скамьями. Появившаяся замена никак не вмещает всех пассажиров ни здесь, ни у другого крупного базара - Алайского. Получается, модернизация проведена не ради людей, а ради модернизации как та­ковой?

С прошлого года часть остановок Ташкента отстраивают заново со сплошным остеклением и торговыми точками внутри. И пусть предусмотренные кондиционеры работают не везде, зато там и лучи светила не страшны, и сиденья удобные, и сами комплексы просторнее. Но по какому принципу отбирают места для них? Почему, скажем, на улице Бабура представлен первый тип, а на соседней Руставели - второй?

А как отзываются о современных остановках сами жители, можно узнать и в личных беседах, и в социальных сетях. О первом варианте говорят так: "Супердорогущие остановки с раскаленными скамейками пустые, народ толпится под единственным деревцем и мечется с сумками за автобусами" и "В погоне за внешним обликом (причем только в центре города) утратили понятие функциональности". О втором: "7.00, дождик льет, а остановка закрыта" и "Вход с тротуара закрыт, на остановку можно попасть только со стороны проезжей части. Во время дождя образуются огромные лужи, через которые надо плыть. Владелец магазина на остановке забаррикадировал вход морозильными камерами. На вопрос, почему вход закрыт, отвечает, что дверь сломана".

Удивляет и разобщенность структур, отвечающих за транспортную инфраструктуру. Например, многим печально известны остановки у Юнусабадского хокимията. Они расположены почти друг напротив друга и …соединены одним из самых опасных пешеходных переходов в городе. Он - нерегулируемый, несмотря на немалое число аварий с наездами и регулярные обращения жителей в ГУБДД с просьбой об установке светофора. И вот 20 июня прошлого года дорожные службы решили проблему очень неэлегантным способом - переход закрыли, перегородив его решетками. Однако люди продолжили пользоваться им, даже если для этого приходилось перепрыгивать через забор. В тот же день одна из решеток оказалась сломана, а на следующий переход вновь открыли. Спустя столько лет ответственные службы пришли к единственно логичному решению: перенести обе остановки ближе к уже действующему светофору на соседнем перекрестке. Кстати, там, у выхода из метро "Минор" стоит давно неиспользуемая остановка. Осталось только дождаться реализации намеченного.

Затягивается и решение другой проблемы. Ранее у целого ряда станций метро была роль крупных пересадочных узлов. Однако сегодня не узнать оживленные еще 10-15 лет назад автостанции у метро "Чорсу", "Пахтакор", "Беруний", "Дустлик". А ведь отсюда добираются домой и по делам со многих крупных жилых массивов. Но если остановку перенести даже на 500 метров от подземки, то снизится число желающих дойти до нее.

К счастью, упомянутым постановлением правительства предусмотрена реконструкция названных конечных пунктов наземного общественного транспорта. У станций "Пахтакор", "Беруний", "Олмазор" ее должны были произвести еще к 1 июля прошлого года… А на работы у станций "Дустлик" и "Чорсу" время дали до 1 января 2018-го. Где же результаты? Вместе с тем список могла бы пополнить и станция "Мустакиллик майдони". У выхода из нее прежде до позднего вечера активно работали две остановки автобусов, служившие удобными стыковками для пассажиров из разных районов. Сейчас же там, в самом центре столицы пусто. Хочется надеяться, что картина здесь, как и в других описанных точках города, вскоре изменится к лучшему.

Вместо заключения: 29 ию­ня в нашей газете вышел материал "Не ждите автобус", посвященный проблемам общественного транспорта столицы. Он был направлен для ознакомления в хокимият города и АО "Тошшахартрансхизмат", однако ответа мы так и не дождались, хотя прошло полгода с момента публикации. Это ярко характеризует степень готовности ответственных структур к взаимодействию со СМИ по актуальным вопросам социальной сферы, что особенно удручало в Год диалога с народом и интересов человека. Наступил уже новый год. Будет ли отклик теперь?

Рамиль Исламов, "Правда Востока"


Fatal error: Cannot use $this as parameter in /var/www/1news/data/www/1news.uz/bitrix/components/bitrix/search.tags.cloud/component.php on line 20