1news.uz — Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования».

Документ принят в целях кардинального совершенствования системы высшего образования, коренного пересмотра содержания подготовки кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития страны, обеспечения необходимых условий для подготовки специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов.

За годы независимости в нашей стране осуществлена целенаправленная широкомасштабная работа по модернизации и преобразованию системы высшего образования, внедрению в нее современных форм и технологий обучения, усилению ориентированности направлений и специальностей подготовки специалистов на требования отраслей и сфер экономики.

Вместе с тем итоги проведенного Рабочей группой, созданной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2016 года, изучения состояния системы высшего образования выявили, что в ряде высших образовательных учреждений не соответствует современным требованиям научно-педагогический потенциал, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса, нуждается в системном обновлении материально-техническая база. В системе высшего образования не осуществляется должным образом работа по широкому внедрению в учебный процесс передового международного опыта, повышению квалификации педагогических и научных кадров за счет налаживания тесных партнерских связей с ведущими профильными зарубежными научно-образовательными учреждениями.

В соответствии с принятым постановлением важнейшими задачами дальнейшего комплексного развития системы высшего образования определены:

установление каждым высшим образовательным учреждением тесных перспективных партнерских отношений с ведущими профильными зарубежными научно-образовательными учреждениями, широкое внедрение в учебный процесс передовых педагогических технологий, учебных программ и учебно-методических материалов, основанных на международных образовательных стандартах, привлечение к научно-педагогической деятельности зарубежных высококвалифицированных преподавателей и ученых;

формирование целевых параметров подготовки кадров с высшим образованием, оптимизация направлений и специальностей обучения в высших образовательных учреждениях с учетом перспектив комплексного развития регионов и отраслей экономики, потребностей реализуемых территориальных и отраслевых программ, внедрение современных форм организации научно-образовательного процесса магистратуры;

создание и широкое внедрение в систему высшего образования учебных пособий нового поколения, обеспечение высших образовательных учреждений современной учебной, учебно-методической и научной литературой, в том числе на основе приобретения и перевода новейшей зарубежной литературы, регулярное обновление фондов информационно-ресурсных центров;

неуклонное повышение уровня и качества профессионального мастерства педагогических кадров, прохождение повышения квалификации, стажировки педагогических и научных сотрудников, обучение выпускников высших образовательных учреждений по программам PhD и магистратуры за рубежом;

укрепление научного потенциала высших образовательных учреждений, дальнейшее развитие вузовской науки, усиление ее интеграции с академической наукой, повышение эффективности и результативности научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, вовлечение одаренной студенческой молодежи в занятия научной деятельностью;

усиление духовно-нравственного содержания высшего образования, проведение широкой просветительской и воспитательной работы по глубокому укоренению среди студенческой молодежи преданности идее независимости, верности национальным традициям гуманности и высокой духовности, укреплению критического мышления и иммунитета к чуждым идеям и идеологиям;

дальнейшее укрепление материально-технической базы высших образовательных учреждений путем строительства, реконструкции и капитального ремонта учебных и научно-лабораторных зданий и корпусов, спортивных сооружений и объектов социально-инженерной инфраструктуры, оснащение учебно-научной лабораторной базы современными приборами и оборудованием по приоритетным направлениям вузовской науки;

оснащение высших образовательных учреждений средствами современных информационно-коммуникационных технологий, расширение доступа студентов, преподавателей и молодых исследователей к мировым образовательным ресурсам, электронным каталогам передовой научной литературы и базам данных.

В целях обеспечения целенаправленного, полного и эффективного решения поставленных задач постановлением утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы, включающая меры по кардинальному совершенствованию и качественному повышению уровня высшего образования, укреплению и модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений, оснащению их современными учебно-научными лабораториями и средствами современных информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с Программой в 48 высших образовательных учреждениях в 2017-2021 годах будут осуществлены работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту 180 объектов, включая учебные и научно-лабораторные корпуса, спортивные сооружения и объекты социально-инженерной инфраструктуры, в 53 высших образовательных учреждениях будут поэтапно оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием 400 учебных лабораторий, в 7 высших образовательных учреждениях будут созданы межвузовские научные лаборатории.

Высокую значимость постановления подчеркивает тот факт, что впервые на уровне законодательного акта Президента страны утверждены отдельно по каждому высшему образовательному учреждению адресные программы развития, которыми предусматриваются конкретные параметры и показатели:

новых направлений и специальностей, а также приема для подготовки бакалавров и магистров на период 2017-2021 годы, разработанные с учетом текущих и перспективных потребностей комплексного развития регионов и отраслей экономики, с поэтапным увеличением до 2021 года общих показателей приема на 18 процентов;

создания новых ученических мест за счет строительства, реконструкции и капитального ремонта учебных корпусов, мест проживания студентов, информационно-ресурсных центров и других объектов, приобретения новых учебно-лабораторных комплексов, оснащения компьютерной техникой аудиторий;

повышения профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, включая направление преподавателей на повышение квалификации и стажировку, магистратуру, докторантуру в зарубежные вузы-партнеры, а также на курсы переподготовки и повышения квалификации при базовых вузах республики.

Чрезвычайно важное значение для обеспечения успешной реализации Программы имеет тот факт, что в процессе ее разработки каждым высшим образовательным учреждением республики установлены партнерские отношения с ведущими профильными зарубежными научно-образовательными учреждениями США, Великобритании, Нидерландов, Германии, Франции, Италии, России, Японии, Южной Кореи, Китая и других стран. На этой основе предусматривается привлечение ежегодно не менее 350 зарубежных высококвалифицированных преподавателей и ученых к образовательному процессу в вузах.

Как показывает практика, существующая система оплаты труда преподавателей высших образовательных учреждений нуждается в совершенствовании и внедрении новых механизмов материального стимулирования. В этой связи Министерству финансов, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству труда совместно с Министерством здравоохранения и Министерством народного образования поручено в трехмесячный срок, с учетом изучения передового международного опыта, внести в Кабинет Министров предложения по введению системы надбавок преподавателям высших образовательных учреждений за профессионализм, высокую эффективность и качество обучения, результативную воспитательную работу.

В целях обеспечения неуклонного повышения уровня профессионального мастерства преподавателей высших образовательных учреждений, в том числе на основе расширения их обучения, повышения квалификации и стажировки за рубежом, Кабинету Министров поручено в двухмесячный срок подготовить предложения по совершенствованию и кардинальному пересмотру деятельности Фонда Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по повышению квалификации перспективных молодых педагогов и научных кадров.

Следует отметить, что для укрепления научного потенциала высших образовательных учреждений, усиления интеграции вузовской и академической науки с реальным сектором экономики образовательные и научно-исследовательские организации, выполняющие прикладные и инновационные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, осуществляемые по заказам предприятий, до 1 января 2022 года освобождены от уплаты налога на прибыль юридических лиц, единого налогового платежа, налога на добавленную стоимость и обязательных отчислений в государственные целевые фонды.

Для установления эффективного государственного контроля за качеством образования и обучения при Кабинете Министров создается Государственная инспекция по надзору за качеством образования, основными задачами которой определены реализация государственной политики в области контроля за качеством образовательно-воспитательного процесса, профессорско-преподавательского состава, подготовки и повышения квалификации кадров в системе образования, а также проведение аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Объем финансовых средств, которые будут направлены в 2017-2021 годах на реализацию Программы, составит более 1,7 триллиона сумов, из них 1,2 триллиона сумов — на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт учебно-лабораторных корпусов, спортивных залов и мест проживания студентов, свыше 500 миллиардов сумов — на оснащение учебно-лабораторным оборудованием, мебелью и инвентарем, создание межвузовских лабораторных комплексов совместного пользования, а также на развитие информационно-коммуникационных технологий.

Принятое постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» является еще одним важным шагом на пути к совершенствованию системы непрерывного образования, обеспечению растущей экономики страны высококвалифицированными кадрами, расширению вклада высшего образования в решение задач дальнейшего стратегического комплексного развития отраслей и территорий республики.