1news.uz — Создать гармонию и красоту, сочетая архитектуру и природу, — цель ландшафтного дизайна, завоевывающего прочные позиции в жизни современного города. Посвятить себя интересному и развивающемуся направлению решил … педагог по химии и биологии Камолиддин Абдуллаев. Как ни удивительно, именно первоначальная профессия помогла выпускнику Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами овладеть секретами этой деятельности. Сегодня Камолиддин — скульптор малых архитектурных форм, ландшафтный дизайнер, а еще успешный предприниматель с большим портфелем заказов.

Впервые с работами мастера ознакомилась на традиционной выставке «Ташкент — Флора». Пройдет еще немного времени, и произведения Камолиддина Абдуллаева увижу уже в Выставочном зале культуры и искусства в Национальном парке. Его гипсовые античные скульптуры прекрасно дополнили выставку «Цветок граната в косу я вплету…», продемонстрировав синтез восточной и западной культур.

— Скульптуры из гипса — основной вид нашей профессиональной деятельности, — рассказывает Камолиддин Абдуллаев. — В мастер­ской — я и еще несколько молодых скульпторов, которым передаю накопленный опыт. Обеспечиваем средние и высшие художественные учебные заведения, школы музыки и искусства необходимыми наглядными пособиями. Отливаем копии античных скульптур, и по ним будущие мастера живописи и графики, дизайнеры знакомятся с историей культуры, изучают пропорции лица и тела.

Много лет назад Камолиддину открыл двери в мир прекрасного его отец, искусствовед Негмат Абдуллаев. Большую часть жизни он проводил в мастерской за изготовлением скульптур для студентов, приобщал к делу и сына. А когда встал вопрос выбора профессии и отец предложил Камолиддину стезю художника, тот сделал неожиданное заявление: «Прежде чем творить, хочу изучить свойства материалов, из которых мастер соз­дает свои произведения». На помощь юному пытливому уму пришла химия, которую Камолиддин Абдуллаев изучал в институте. А после пар пропадал в отцовской мастерской. Со временем решил продолжить его дело. Правда, уже со знаниями о веществах и их свойствах. Помимо гипсовых фигур, отливаемых по готовым формам, стали появляться на свет авторские работы из искусственного мрамора. Пригодились в работе с молодыми помощниками и педагогические навыки.

Основу искусственного мрамора составляют полиэфирные смолы. Они и придают прочность этому уникальному материалу. Спектр применения искусственного мрамора очень широкий. Из него делают подоконники, ванны, столешницы, декоративные фонтаны и скульптуры, применяют для отделки помещений. Камолиддин Абдуллаев создает из искусственного мрамора настоящие произведения, которые радуют глаз воспитанников школ музыки и искусства во многих уголках нашей страны.

— Делая заказы по пособиям для художественных школ и вузов, подумал, что ребята должны получать эстетическое воспитание не только в аудиториях, но и сразу переступив порог учебного заведения, — делится Камолиддин.

Так, в двориках школ музыки и искусства стали появляться скульптуры изящных девушек, словно остановившихся на мгновение в прекрасном танце, мальчиков с дойрой и другими национальными инструментами, увлеченных игрой на скрипке юных музыкантов.

Эти скульптуры, отличающиеся оригинальностью и тонкостью исполнения, — неотъемлемая часть ландшафтного дизайна, призванного искусно сочетать геометрически правильные конструкции зданий с окружающей природой.

Для Камолиддина Абдуллаева природа — холст, на котором создает новую реальность. Здесь в красоте и гармонии сосуществуют скульптуры музыкантов и художников, анималистические скульптуры и растения, камни, а также элементы, формирующие определенный стиль ландшафтного дизайна. Их, по словам Камолиддина, большое разнообразие. Классический — предполагает четкие линии газонов, клумб, садовых дорожек, правильной формы фонтаны; рокарий — каменный цветник, где растения лишь дополняют композицию из камней; альпинарий, он же «альпийская горка», создается в виде островка дикой природы Альпийских гор, сложенной из скальной породы с яркими вкраплениями пышной растительности. И это только несколько примеров того, как творческая фантазия дизайнера способна преобразить окружающую его действительность.

Творчество подразумевает постоянный поиск новых форм воплощения идей. Это золотое правило помогает Камолиддину Абдуллаеву и его ученикам всегда быть востребованными, достигать успехов в мастерстве. Примером такого художественного поиска стали наработки по созданию колонн на основе полиэфирной смолы взамен традиционных деревянных. Внешне они ничем не будут отличаться от деревянных — тот же цвет и филигранная резьба с использованием восточных орнаментов «ислими» и «гирих». Зато по прочности их вряд ли превзойдет иной материал. Таков новаторский подход мастера к своей работе, а главное — любовь к традициям и искусству родного края, который Камолиддин Абдуллаев стремится сделать еще краше.

Автор: Оксана Кадышева, фото Рашида Галиева, «Правда Востока».